Консультация для родителей: «Особенности музыкального развития детей в возрасте 5-6 лет».
Консультация для родителей:
«Особенности музыкального развития детей в возрасте 5-6 лет».
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления). Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. В связи с этим детям интересны музыкально-коммуникативные игры и упражнения. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности при инсценировках, театрализации песенок, при игре детей на музыкальных инструментах детского оркестра.
У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещё требует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности, предпочитают частую смену деятельности.
Дети шестого года жизни:
- начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;
- могут вспомнить знакомые песенки по вступлению или мелодии;
- могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами, исполняя при этом разные партии;
- начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;
- выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами);
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности.
МУЗЫКА.
Задачи образовательной деятельности.
. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки;
. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
. Развивать певческие умения;
. Стимулировать освоение умений игрового музицирования;
. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок;
. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Содержание образовательной деятельности.
Узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И-С. Баха, Э. Грига, И. Гайдна, В.А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Результаты образовательной деятельности.
В таблице представлены итоги освоения содержания образовательной области «Музыка».
Группа | Достижения ребенка (что нас радует) | Что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Старшая группа |
У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия. Выражает желание посещать концерты, музыкальный театр. Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки. Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности. Активен в театрализации. Участвует в инструментальных импровизациях. |
Ребенок не активен в музыкальной деятельности. Не распознает характер музыки. Поет на одном звуке. Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой. Не принимает участия в театрализации. Музыкальные способности развиты слабо. |
Предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактические игры, в которые вы можете поиграть со своим ребёнком дома. Все эти игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей.
Примерные музыкально – дидактические игры для детей старшей группы (5-6 лет).
Сентябрь «Домик - крошечка», З.Роот, с.18.
Октябрь «Музыкальное окошко», З.Роот, с.11.
Ноябрь «Веселые петрушки», М.Б.Зацепина, с.75.
Декабрь «Театральные фанты», «Веселые петрушки» (без нотоносца), М.Б.Зацепина, с.75.
Январь «Ритмический кубик».
Февраль «Три цветка», З.Роот, с. 6.
Март «Кубик - оркестр».
Апрель «Музыкальные птенчики», З.Роот, с.23.
Май «Ходят по морю суда», А.Н.Зимина, с.43.
Также Вы можете играть в любые другие музыкальные игры, которые вы можете выбрать для себя на сайтах сети интернет:
1. http://rodnaya-tropinka.ru/
2. http://www.maam.ru/
3. http://kladraz.ru/
4. http://nsportal.ru/
5. http://ped-kopilka.ru/ и др.
Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов в музыкальном воспитании детей!
Конец.
Литература.
1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.
2.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.
3.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., 2006.
4.Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем! Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. М., 2002.
5.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - «Детство - пресс» 2011.
6.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994.
7.Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Айрис-дидактика.