Консультация для воспитателей: «Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десять лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, имеющих отклонения в развитии, в 2,6 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения, в той или иной степени.
Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы негативно влияют на ребёнка, которые проявляются тревогой, переживаниями, и нарушениями в поведении детей уже с дошкольного возраста. У детей снижается эмоциональный тон, усиливаются негативные проявления, происходит спад в развитии эстетических эмоций и чувств.
Коррекционная работа позволяет предотвратить отклонения в поведении, способствует формированию адекватных сторон личности ребёнка.
Появилась необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство оздоровления личности ребёнка, гармонизации и развития его психики.
Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыки, её способность устанавливать гармонию в состоянии человека. В трудах Пифагора музыка описывается как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Аристотель подчёркивал, что музыка посредством катарсиса освобождает человека от травмирующих психику переживаний.
Музыкотерапия широко применялась в Древней Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека.
Развитие науки привело к постепенному накоплению фактов, подтверждающих убеждения древних в том, что музыка - это мощный источник энергии, распространяющих своё влияние на физическую, духовную и интеллектуальную сферы человека.
В настоящее время в России музыкотерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, в различных направлениях медицины, психологии и педагогики.
Механизм влияния музыки на человека сводится к следующему. Музыкальный звук - это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность. Звук влияет на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность.
Восприятие музыки осуществляется через слух, который изначально служит ориентирующим инструментом, эмоционально настраивает человека по отношению к внешним воздействиям.
Влияние музыки на психику объясняется целым рядом факторов. Один из них - музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, было инструментом диалога между индивидом и социумом.
При восприятии музыки происходит и «общение» личности слушающего с личностью автора произведения. Таким образом передаётся эмоциональный опыт прошлых поколений, музыка связывает воедино личность и многовековую духовную культуру.
Эффективность музыкального воздействия обусловлена не только эмоциональным воздействием её на человека, но и биорезонансной сочетаемостью отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.
Так, в работе С.В.Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярном использовании вокалотерапии происходит согласование организма с ритмами окружающей среды, т.е. вокалотерапия становится своеобразным синхронизатором.
М.Н.Ливанов и соавторы проводят аналогию между воздействием музыки и воздействием положительного условного стимула, имеющего пусковое значение для некоего механизма, синхронизирующего ритмическую активность различных участков головного мозга.
Н.М.Гринёва в своей работе пришла к выводу: мелодичная музыка при её прослушивании создаёт седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановлении сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.
В.П.Морозов, Н.В.Гребенникова, А.Г.Васильева установили зависимость состояния человека от жанра прослушанного музыкального произведения. При прослушивании рок-музыки преобладают активно агрессивные компоненты, а при прослушивании классической музыки - чувство психологического благополучия и рефлексивных переживаний.
Работы Н.Н.Захаровой и А.М.Авдеева подтвердили влияние положительных эмоций музыкальных произведений на активность коры головного мозга, учащение сердечных сокращений и дыхания.
В исследованиях В.С.Раевского доказано, что музыкальные передачи повышают возбудимость нервной системы и её функциональную подвижность, способствуют сохранению внимания. Музыка влияет и на сенсорные и когнитивные процессы: внимание, память, восприятие. Это доказано в работах Л.П.Новицкой, А.Я Дорфмана, Г.А.Березиной и др.
Следует выделить и направление, изучающее влияние музки на детей с проблемами в развитии. Оно представлено работами С.М.Миловской, И.В.Евтушенко, Е.З.Яхниной и др. Интерес к оздоровительным свойствам музыки в настоящее время продолжает расти.
Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка.
Наш подход к музыкальному воспитанию отличается от традиционного. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, мы считаем, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Полифункциональный подход к музыкальному воспитанию мы рассматриваем как создание инновационного пространства музыкальной среды, обеспечивающей гармоничное, целостное развитие ребёнка: эмоциональное, физическое и нравственно-эстетическое. Инновационное пространство должно обеспечить формирование ребёнка, здорового физически и психически, легко адаптирующегося к изменяющимся условиям.
Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций детей, гармоничном развитии физических и эстетических качеств.
Применение тонирования в вокалотерапии приводит к уравновешиванию воли мозга, снижению частоты сердечных сокращений, гармонизации эмоциональной сферы. Дети тонируют на удобной для них ноте. Звук «м-м-м» снимает напряжение, звук «и-и-и» стимулирует и т.д.
Танец, мимика и жест - один из способов выражения чувств и переживаний. Как указывал И.М.Сеченов, любое переживание заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Это утверждение стало основой биоэнергетической теории телесной терапии Р.Райха и А.Лоуэна. По их мнению, психические травмы находятся в мышечном панцире, препятствующем свободному выражению эмоций. Массируя, упражняя эти зажатые мышцы, можно ослабить мышечную «броню панциря», и зажатые в нём эмоции получат возможность свободного выхода.
Гибкое тело более способно к проявлению различных чувств, отражающихся в движениях, мимике. На этой основе построена коррекционная ритмика, широко вошедшая в практику работы дошкольных учреждений. Известно, что каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмических процессов, происходящих в организме.
Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетативной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.
Всё вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками. Ещё раз подчеркнём, что музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.
В работе с детьми также отмечается значительный эффект от использования музыки: улучшается концентрация внимания и его продолжительность, снижается импульсивность; музыка оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; улучшаются речевая и сенсомоторная функции организма; повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях; развиваются познавательные интересы ребёнка.
Литература.
1.Вагина Н. «Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников». Журнал «Дошкольное воспитание» №03 / 2010. natala61@mail.ru
Рекомендуемая литература.
1.Березина Г.А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
2.Гребенникова Н.В., Васильева А.Г., Удачина Е.Г. Влияние различных видов музыки на психическое состояние человека // Невербальное поле культуры. М., 1995.
3.Иовчук И.М., Северный Л.А., Шевченко Ю.С. Современные проблемы охраны здоровья детей и подростков // Независимый психиатрический журнал. 1998. №2.
4. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1981. №6.
5. Петрушин В.И. музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 1999.