"Особенности музыкального развития детей в возрасте 2-3 лет"
Консультация для родителей
«Особенности музыкального развития детей в возрасте 2-3 лет».
Музыкальное воспитание ребенка в раннем возрасте - это одна из актуальных проблем современного образования, которой занимаются музыкальные руководители ДОУ.
Когда же следует начинать музыкальное воспитание ребёнка? Известный венгерский педагог и композитор Золтан Кодай считает, что за девять месяцев до рождения ребенка, а ещё лучше — за девять месяцев до рождения его матери.
Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Возможно подобный ответ несколько нарушает душевное спокойствие многих. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет растет здоровеньким — и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых четырёх лет (от нуля до четырех).
Известный сторонник раннего активного развития детей из Японии, Масаре Ибука, отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трех уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками и в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки ученых (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Их не смогли научить не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.
Это, впрочем, не означает, что я полностью согласна с максимализмом Масаре Ибуки или его современного российского последователя Павла Тюленева, утверждающих, что «после трех поздно». Думаю, что всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе высокого уровня. Кстати, вопрос о соотношении генетической предрасположенности и окружающей среды трактуется по-разному и до сих пор остается открытым.
И все-таки, многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребенка необычайно важен, что у детей до трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое, познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека. Дети до четырех лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.
Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведенном в Японии, в центре раннего развития, который он возглавляет. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.
То, чему дети более старшие, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи.
Возрастные особенности развития детей 2-3 лет.
Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития малышей.
Общение детей со взрослыми постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
Музыкальная деятельность.
Создание интереса к музыке является основой музыкального развития малыша. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Ребенок 3-года жизни с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на нее. Но слушать он может в течении непродолжительного времени, поэтому малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки.
В этом возрасте ребенок способен различать звуки низкого и высокого регистров (медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка).
Ребенок все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, звукоподражания.
Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает, машет руками, полуприседает, качает головой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи образовательной деятельности.
. Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).
. Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.
. Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.
. Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.
Содержание образовательной деятельности.
Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки – играть, посуда – используется в процессе еды и приготовления пищи и т.п.).
Восприятие, рассматривание разных образов: животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т.п.), человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира. Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных промыслов.
Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил использования книги. Познание того, что рисунки в книгах - иллюстрации созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слушать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом.
Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение, называние, выбор по инструкции взрослого.
В практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с ними, правил использования.
В совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления.
Освоение способов создания простых изображений: на основе готовых основ – нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков.
Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя - элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.
Итоги освоения содержания образовательной области «Музыка».
Группа | Достижения ребенка (что нас радует) | Что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
1 Младшая группа |
. Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности: рисовать, лепить или «поиграть» с игрушками (народных промыслов); . любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым; . эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие контрастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки; . узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображения (люди, животные), различает некоторые предметы народных промыслов; . знает названия некоторых изобразительных материалов и инструментов, понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить; . самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает поросые изображения (головоноги, формы, линии, штрихи), научается ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, «подсказанными» взрослым; называет то, что изобразил; . Осваивает простые действия с инструментами, в совместной со взрослым деятельности создает простые изображения. |
. Невнимательно рассматривает игрушки, предметы, иллюстрации; пытается рисовать, лепить, апплицировать, но при инициативе взрослого; . увлекается манипулированием с инструментами, затрудняется ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами; теряет замысел в процессе выполнения работы; . недостаточно хорошо (согласно возрасту) развита мелкая моторика, координация руки и зрения; . ребенок неуверенно выполняет формообразующие движения; наблюдается неестественность позы, «зажатость» (напряженность) руки при деятельности; . различает проявления свойств предметов (только 1-2 цвета, 1-2 формы), выделяет их в знакомых предметах, путает название; . испытывает затруднения в совместной со взрослым деятельности (сотворчестве): не умеет «приглашать» взрослого к совместной изобразительной деятельности, не следить за действиями взрослого, не принимает игрового подтекста ситуации. |
Примерные игры на развитие музыкальных и творческих способностей для детей первой младшей группы (2-3 года).
Пальчиковые игры:
«Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики», «Пальчик-мальчик», «Кошка выпускает когти», «Пианист», «Солим суп», «Курочки пьют воду», «Зайчик», «Гребешок», «Паучки», «Человечек», «Слонёнок», «Заводная машинка», «Очки», «Домик», «Маляр», «Капуста», «Как живёшь?», «Домик», «Замок», «Прогулка», «На блины», «Наши пальцы» и др.
Песенки, потешки:
«Бай, бай», «Ладушки», «Ах, ты моя девочка», «Ой, ты, мой сыночек», «Чики-чики-чикалочки», «Водичка, водичка», «Ай, ду-ду!», «Ах ты, радуга-дуга!», «Ах ты, совушка-сова!», «Божья коровка», «Весна, весна красная», «Гуля,гуля-голубок», «Дождик, дождик, припусти!», «Вот они - сапожки», «Большие ноги», «Дождик, дождик, веселей!», «Ты умница-разумница!», «Дай молочка, бурёнушка», «Катя, Катя, маленька», «Валенки, валенки», «Иголка, иголка», «наша Маша маленька», «Умница Катенька», «Наши уточки с утра», «Улитка, улитка!», «Ножки, ножки», «Раным-рано поутру», «Сидит белка на тележке», «Уж ты, котенька-коток», «Чешу, чешу волосоньки», «Петушок, петушок», «Травка-муравка со дна поднялась».
Игры на развитие слухового восприятия:
«Что как звучит?», «Слушаем звуки», «Кто как кричит», «Повтори звук», «Отгадай звуки», «Звуковые коробочки», «Действуй по звуку».
«Игры-забавы», «Игрушки-забавы»:
«Ку-ку», «Коза», «Баран-баран», «Ехали, ехали», «По кочкам», «Баба сеяла горох», «Ладушки, «Сорока-белобока», «Бум! Бух!», «Мыльные пузыри» и др.
Желаю Вам творческих успехов в музыкальном воспитании детей!
Литература.
1.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Год издания: 1999 Издательство: Питер ISBN: 5-88782-202-3 Страниц: 276 Формат: PDF Размер: 44,9 Мб (+3%) Серия: Мастера психологии.
2.Мадорский Л. Зак А. Начинайте с колыбели. Музыкальная палитра. №5-6, 2009 г.
3.Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2013. - 176с. - (Из опыта работы по программе «Детство»).
4.Интернет-ресурсы: http://rodnaya-tropinka.ru/.