"Особенности музыкального развития детей в возрасте 3-4 лет»

Особенности.jpg

Консультация для родителей

 «Особенности музыкального развития детей в возрасте 3-4 лет».

 

        Во второй младшей группе дети имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность. Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и ходьбой на носках, с высоким поднятием колен, со сменой направления, врассыпную.

         Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему миру, пытается сравнивать, сопоставлять предметы и явления. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Все это позволяет значительно расширить объем музыкального воспитания трехлетнего дошкольника.

         Дети уже обладают определенным объемом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность у детей в ее простейших формах начинает играть все большую роль.

         Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы. Восприятие становится более эмоциональным, дифференцированным.

         В процессе дидактических игр развиваются музыкальный слух, сенсорные способности. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок ("Чей домик?” Е. Тиличеевой); звенят колокольчиками или ударяют по барабану ("Угадай, на чем играю” Е. Тиличеевой). Дидактические игры могут проводиться в виде подвижных игр.

         В этом возрасте появляется певческое звучание голоса, который обретает силу; активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный диапазон (ре1 - ля1) - (ми1 - си1). Интонации становятся более разнообразными, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.

         В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа. У детей формируется элементарная выразительность и ритмичность движений.

         В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. Дети замечают особенности произведений изобразительного характера. Дети учатся понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем «рассказала» музыка; проявляя звуковысотный слух, различают высоту двух звуков в пределах октавы – сексты, различают тихое и громкое звучание, узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон), их звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами ("медведь идет”, "зайчик прыгает”).

         При исполнении песен дома нужно обратить ваше внимание на то, чтобы дети пели естественным звуком, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова; не отставали и не опережали друг друга, если исполняют песню в ансамбле, правильно интонировали мелодию.

        Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

        У детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3-х до 4-х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет:

- преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания);

- чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность);

- наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера);

- ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

- ярко выраженная способность к подражанию (родителю нужно быть самому артистичным, эмоциональным, уметь вовлекать ребёнка в совместную музыкально-творческую деятельность).

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

         Большое значение для музыкального и общего развития вашего ребёнка имеет предметно-пространственная развивающая среда, которую необходимо создавать дома. Это различные музыкальные инструменты, игрушки и игры, музыкальный центр, желательно с микрофоном для пения (караоке), диски с музыкальными произведениями различной жанровой направленности (народная, классическая и детская современная музыка), а также книги и энциклопедии по музыке.

 

МУЗЫКА 

Задачи образовательной деятельности  

- Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку; 

- Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра; 

- Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников. 

 

Содержание образовательной деятельности 

Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку. 

 

Группа Достижения ребенка (что нас радует) Что вызывает озабоченность и требует со­вместных усилий педагогов и родителей

Младшая

группа

Ребенок с интересом вслушивается в музы­ку, запоминает и узнает знакомые произве­дения.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.

Различает танцевальный, песенный, марше­вый метро-ритмы, передает их в движении. Эмоционально откликается на характер песни, пляски.

Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.

У ребенка неустойчивые и ситуативные интерес и желание участвовать в музыкальной деятель­ности.

Музыка вызывает незначительный эмоциональ­ный отклик.

Затрудняется в воспроизведении ритмиче­ского рисунка музыки, неритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие дви­жения.

Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.

 


Эти итоги являются ориентиром для выбора ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) ребёнка по музыкальному воспитанию.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактические игры, в которые вы можете поиграть со своим ребёнком дома. Все эти игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей.

Примерные музыкально – дидактические игры для детей второй младшей группы (3-4 года)

Сентябрь   «Весёлый кубик» Е.Матвиенко.

Октябрь    «Музыкальные птенчики» (Осень), З.Роот, с.23.

                   «Птица и птенчики», «Мама и детки»,  М.Б.Зацепина, с.75.

Ноябрь      «Тихие и громкие звоночки», Муз. в дет.саду, с. 61.

                   «Найди шарик», М.Б.Зацепина, с.78.

Декабрь     «Веселые петрушки» (Елка), М.Б.Зацепина, с.75.

                   «К нам гости пришли».

                   «Трубы и барабан», Муз. в дет.саду (укр.), с.59.

Январь      «Музыкальное окошко», З.Я.Роот, с.11.

                   «Птичий концерт», М.Б.Зацепина, с.78.

                   «Чей домик?», Муз. в дет.саду (укр.), с.57, Муз. в дет.саду, с. 35.

Февраль    «Угадай, на чем играю», М.Б.Зацепина, с.74.

                   «Лесные зверушки», А.Н.Зимина, с.26.

Март        «Сколько птичек поет?», М.Б.Зацепина, с.74.

                   «Игра с колокольчиками», Т.Ломова, Муз. в дет.саду, с. 59.

Апрель       «У медведя во бору», Муз. в дет.саду., Выпуск 3, с. 62.

                   «Найди щенка», Кононова, с. 43.

Май           «К нам гости пришли», Кононова, с. 29.

                   «Прогулка», М.Б.Зацепина, с.28.

                   «Весёлый кубик» (с песнями), Е.Матвиенко.

Также Вы можете играть в любые другие музыкальные игры, которые вы можете выбрать для себя на сайтах сети интернет:

1.     http://rodnaya-tropinka.ru/

2.     http://www.maam.ru/

3.     http://kladraz.ru/

4.     http://nsportal.ru/ 

5.     http://ped-kopilka.ru/ и др.

Желаю Вам творческих успехов в музыкальном воспитании детей!

Конец.

Литература.
1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.

2.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.

3.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические         рекомендации. М., 2006.

4.Примерная  основная  общеобразовательная программа  дошкольного образования «Детство»/Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - «Детство - пресс» 2011.

5.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994.

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ