Консультация для родителей: «Особенности музыкального развития детей в возрасте 6-7 лет».
Консультация для родителей:
«Особенности музыкального развития детей в возрасте 6-7 лет».
Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности.
В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.
Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость. Дети 6-7 лет:
- могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;
- могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;
- у детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;
- могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;
- способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Это нужно учитывать при включении двигательных импровизаций в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.
МУЗЫКА.
Задачи образовательной деятельности.
. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
. Развивать умения чистоты интонирования в пении.
. Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.
. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.
. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Содержание образовательной деятельности.
Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, о элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.
Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.
Результаты образовательной деятельности.
Итоги освоения содержания образовательной области «Музыка» представлены в таблице.
Группа | Достижения ребенка (что нас радует) | Что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Подготовительная группа |
У ребенка развита культура слушательского восприятия. Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями. Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, о творчестве разных композиторов. Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках. Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания. Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях. |
Ребенок неактивен в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыку известных композиторов. Имеет слабые навыки вокального пения. Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой. Не принимает активного участия в театрализации. Музыкальные способности развиты слабо. |
Предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактические игры, в которые вы можете поиграть со своим ребёнком дома. Все эти игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей.
Примерные музыкально – дидактические игры для детей подготовительной группы (6-7 лет).
Сентябрь «Как у бабушки Наташи» (театр. игра), «Я – музыкант», «Театральные фанты».
Октябрь «Цветик-семицветик», с.15, «Солнышко», с.12, «Матрешки пляшут», А.Н.Зимина, с.9.
Ноябрь «Зонтик», З.Роот, с.16, «Три медведя», А.Н.Зимина, с.20.
Декабрь «Веселые петрушки», М.Б.Зацепина, с.75, «Грибы», А.Н.Зимина, с.21.
Январь «Солнышко», З.Роот, с. 12.
Февраль «Кубик-оркестр».
Март «Веселые гудки», З.Роот, с.13.
Апрель «Ритмический кубик» (долевая пульсация).
Май «Ходят по морю суда», А.Н.Зимина, с.43.
Также Вы можете играть в любые другие музыкальные игры, которые вы можете выбрать для себя на сайтах сети интернет:
1. http://rodnaya-tropinka.ru/
2. http://www.maam.ru/
3. http://kladraz.ru/
4. http://nsportal.ru/
5. http://ped-kopilka.ru/ и др.
Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов в музыкальном воспитании детей!
Конец.
Литература.
1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.
2.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.
3.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., 2006.
4.Зимина А.Н. Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. М., 2002.
5.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - «Детство - пресс» 2011.
6.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994.
7.Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Айрис-дидактика.