Консультация для воспитателей «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Нравственно-патриотическое направление воспитания дошкольников приобретает наибольшую актуальность в современном мире. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности. 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Одной из годовых задач МОУ Детский сад № 285 на 2021-2022 учебный год является: «Формирование у детей представление о духовно-нравственной ценности, сложившейся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством».

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В нашем современном мире экономический и социальный кризис породили обесценивание знаний, велико преимущество материальных богатств, происходит искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастает агрессия и озлобленность в обществе, пьянство, наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на их духовном и психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку способствует обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. 

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. 

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными. Народная музыка является прекрасной основой для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игры на детских музыкальных инструментах и т.д.

Важно, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно участвовали в подготовке к праздникам и развлечениям. Также нужно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка прекрасно обогащает занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Включение устного фольклора: сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. С помощью аудио и видеозаписей народной музыки, сказок, звучания народного оркестра детям раскрываются понятия: “русская народная музыка”, “оркестр русских народных инструментов”, “русский народный хор”. 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят ребенка с обычаями, бытом, трудом, бережным отношением к природе…Народная музыка становится наиболее понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей (игра на музыкальных инструментах, музыкальные подвижные народные игры, хороводы («Во саду ли…», «Во поле береза стояла», «Веснянка», танцы, инсценировки. Звучание народной музыки на занятиях изобразительной деятельности и развитию речи делает процесс ознакомления с народными ремеслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный» С. Смирновой.

Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей - это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью. Любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка- дошкольника «Родина» - это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая, затем это близкие, родные ему люди - семья, дом, где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы… Песни о маме, бабушке, семье занимают достойное, ведущее место в музыкальном репертуаре детей.

Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке: «Сладкая греза», «Мама», «Баба Яга» (П.Чайковский), «Материнские ласки» (А.Гречанинов), а затем и гимн родного города, Гимн России.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре для слушания много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц, а также инструментальная музыка, характеризующая образы природы. В музыкальном репертуаре много как вокальных произведений («Светлячок» Е. Зарицкая, М. Пляцковский, «Пропала собака» В.Шаинский, «Розовый слон» Г.Горбовский, «Кошка беспородная» А.Пряжников», «Скворушка» А.Попатенко, «Ласточка» А. Шаферан) так и инструментальной музыки («Осенняя песня», «Ноктюрн» (П.Чайковский, «Три чуда» (Н.Римский-Корсаков, «Мотылек» (А.Майкапар) др.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, особенно, мальчики. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз.А.Филиппенко и «Моя армия», «Раз-два!» Г.Ларионовой, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В. Шаинского, «Это папочка мой» Е. Александровой); из инструментальной музыки яркие по музыкальному содержанию такие произведения: «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского.

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумача, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петербургского, «Вечный огонь» А. Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословского.

Важным направлением нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность. В нашем учреждении проведено несколько проектов по нравственно-патриотическому воспитанию: «Дети - герои Сталинградской битвы», «Военный барабан», «Маленькие герои большой войны» и другие. В ходе проектов дети познакомились с музыкой военных лет.

Ещё одним важным направлением нравственно-патриотического воспитания является конкурсная и фестивальная деятельность. Наши воспитанники являются многократными победителями музыкальных конкурсов патриотической направленности: международные конкурсы «Московский удар», «Сталинградский контрудар», «Бессмертный полк», областной конкурс патриотической песни «Катюша», межмуниципальный конкурс-фестиваль «Моя малая Родина - любовь, гордость и слава родного края», городской конкурс «Весна Победы» и других.

         Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, несомненно, велика, и, благодаря совместной, систематической работе всех педагогов нашего учреждения, мы достигаем хороших результатов в этом направлении.

Литература.

1.  Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.

2.  Бордовская, Н.В.Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “Питер", 2000.

3.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, М., 1991.

4.  Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.

5.  Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

6.  Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990.

7.  Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839.

8.  Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

9.  Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 244с.

10.  Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

11.  Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo.

12.  Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

13.  Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М., 2005.



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ